Бесплатная юридическая помощь.
- Ждем ваших обращений!
Оглавление:
Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства. Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для государств правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение.
От этого зависят границы государственного суверенитета, т.е.
поле действия законодательства, исполнительной и судебной власти.
Государственное устройство- это проводимое в интересах граждан всей страны разделение ее территории на отдельные части; упорядочение отношений м-у гос-вом и его составными частями путем закрепления правового положения государства в целом и его внутренних территориальных составляющих; установление процедур образования, преобразования, упразднения отдельных территориальных единиц гос-ва.
С позиций государственно-территориального устройства первая — это совокупность территорий ее субъектов (несубъектов Федерации, которыми являются в зарубежных федерациях федеральные округа, территории и др., в России нет).
Морские кабели РФ в открытом море и трубопроводы РФ также могут быть государственной территорией. Режим государственной территории РФ регулируется только федеральными законами и иными федеральными правовыми актами, но не правовыми актами субъектов РФ. В отношении некоторых частей государственной территории РФ (территориального моря, морских портов, открытых для захода иностранных кораблей, определенных частей аэропортов) действуют международные конвенции (соглашения), но только те, участницей которых является Российская Федерация.
Так, в Уставе Ханты-Мансийского автономного округа указывается, что «территория Ханты-Мансийского автономного округа является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации» (ч.1 ст.4). Свои суверенные права на территории субъектов Федерации Российская Федерация осуществляет в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации.
Границы между субъектами Федерации являются административными (не государственными). Сами субъекты Федерации не вправе устанавливать таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Принцип территориального верховенства, его содержание.
Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ). Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов и др. Территориальное море — это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль.
Воздушное пространство, по сложившейся правовой практике, включает высоту до 100 км. Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее, по сложившемуся обычаю, они также входят в понятие государственной территории до технически доступной глубины.
К территории морских государств непосредственно примыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и ис-‘765. Конституция РФ закрепляет в отношении
км, из которых примерно 20 тыс.
В Конституции РФ неоднократно упоминаются термины «территория» (ч. ч. 1, 2, 3 ст. 4, ч. 1 ст. 68, п. «б» ст. 71), «целостность Российской Федерации» (ч.
5 ст. 13), «территория Российской Федерации» (ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 74) и «территории ее субъектов» (ч.
1 ст. 67), «целостность и неприкосновенность. территории» (ч. 3 ст. 4), «территориальные органы» (ч. 1 ст. 78), «государственная целостность» (ч.
2 ст. 80), «целостность государства» (ч.
«Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает»
, — пишет И.С.
В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наравне с государственным языком РФ.
Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. «В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская республика, Чувашская Республика — Чувашия; Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
В частности, А.Н.
Лебедев считает, что под территорией субъекта РФ в Конституции РФ понимается только суша, или сухопутная территория, поскольку отдельными самостоятельными частями российской территории являются внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над водами и территориями субъектов РФ . Столь категоричное утверждение не может не вызвать возражений. ——————————— См.: Лебедев А.Н.
Конституционно-правовой статус территории субъекта Российской Федерации.
С. 79. В уставах немногочисленных субъектов РФ, в которых указан состав их территории, наблюдается разнообразие формулировок.
В большинстве из них указаны суша и воды, но названы они по-разному. Например, в Уставе (Основном законе) Тульской области закрепляется, что территория области включает «земную и водную поверхность в границах области» (ч.
4 ст. 1). Согласно ч. 2 ст. 2 Устава
км — сухопутный участок и 38 тыс.
км — морской. Сухопутная граница отделяет Россию от Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Китая, Кореи, Латвии, Литвы, Монголии, Норвегии, Украины, Финляндии, Эстонии, морская — от Японии и США.
С даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, т.
е. с 18 марта 2014 г., увеличились территория России и протяженность ее границ. Протяженность Государственной границы РФ в пределах Крымского полуострова составляет 735 км, в том числе сухопутной — 8,5 км, озерной — 159,5 км, морской — 567 км1.
Территория наряду с населением и публичной властью является неотъемлемым признаком государства.