Бесплатная юридическая помощь.
- Ждем ваших обращений!
Оглавление:
001: 10.17803/1994-1471.2017.79.6.202-212 Участие граждан — непрофессиональных судей в составе суда носит конституционный характер1: согласно ч.
5 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Участие граждан в отправлении правосудия имеет особую конституционно-правовую значимость2, определяет качественные характеристики судебной власти3, является основополагающим принципом отношений между демократическим государством и гражданами4, 1 О признаках конституционных прав см., например: Антонович Е. К., Антонович А. Б. Права и свободы человека и гражданина в современном мире // Административное и муниципальное право.
Неграждане Российской Федерации не имеют права быть народными заседателями.Избрание народных заседателей для судов общей юрисдикции основного звена должно происходить на собраниях коллективов по месту жительства или работы, в воинских частях и учреждениях.
Этот правовой институт впервые был предусмотрен в российском законодательстве в 1864 г., но в 1917 г. его отменили. В ноябре 1991 г.
Конституция РФ была дополнена положением о том, что разбирательство уголовных дел возможно с участием присяжных.
N 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части второй статьи 30 и части второй статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Р.Р. Зайнагутдинова, Р.В. Кудаева, Ф.Р.
Файзулина, А.Д. Хасанова, А.И.
Шаваева и запросом Свердловского областного суда» // СЗ РФ. 2010. N 18. Ст. 2276. Насонов С.А.
Участие граждан в осуществлении правосудия как принцип, определяющий качественные характеристики судебной власти // Юридическая наука.
М., 2016. N 2. С. 95 — 102. Прокудина Л.А. Реализация конституционного права граждан на участие в отправлении экономического правосудия // Право.
Неграждане Российской Федерации не имеют права быть народными заседателями.
Избрание народных заседателей для судов общей юрисдикции основного звена должно происходить на собраниях коллективов по месту жительства или работы, в воинских частях и учреждениях.
Этот правовой институт впервые был предусмотрен в российском законодательстве в 1864 г., но в 1917 г.
его отменили. В ноябре 1991 г. Конституция РФ была дополнена положением о том, что разбирательство уголовных дел возможно с участием присяжных.
Фактически такие суды появились в пяти субъектах РФ лишь в ноябре 1993 г.
С января 1994 г. к ним прибавилось еще четыре субъекта Федерации. Первое заседание суда с участием присяжных после его реставрации произошло 15 декабря 1993 г. в Саратовском областном суде.
во всех судах общей юрисдикции среднего звена на всей территории России.
Присяжных заседателей положено отбирать из числа граждан Российской Федерации, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований. Одним из основных правил, соблюдаемых при отборе, является использование таких приемов, которые обеспечивали
На присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, распространяются и гарантии неприкосновенности, установленные законом для судьи; присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства.
Участие граждан в отправлении правосудия организуется посредством норм права, определяющих: 1)требования к представителям населения, которые призываются к непосредственному выполнению функций судебной власти; 2)порядок наделения граждан судейскими полномочиями; 3)права и обязанности этих лиц при отправлении правосудия; 4)материальное обеспечение таких лиц; 5)государственную защиту граждан, участвующих в отправлении правосудия. Участие граждан в отправлении правосудия, помимо судов общей юрисдикции, реализуется в соответствии с АПК РФ в арбитражных судах. Так, по ходатайству стороны, разрешаемому в определенном порядке, рассмотрение дела в арбитражном суде
Участие граждан в отправлении правосудия
Основные положения судов общей юрисдикцииК судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, а также мировые судьи.Задачи судов общей юрисдикции:- обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, а также прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, ее субъектов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;- укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений;- защита основ конституционного строя Российской Федерации, ее целостности и безопасности.Всей своей деятельностью
В середине XVI в.
суд наместников и волостелей был дополнен включением выборных от общин: старост и целовальников.
В XVII — XVIII вв. появился суд шеффенов, заимствованный из германского процесса (уездные суды и судебные палаты заседали в составе постоянного судьи и четырех заседателей: два — от дворян, два — от поселян). В результате судебной реформы 1864 г. единая коллегия постоянных и непостоянных судей была упразднена и народное представительство приобрело форму института присяжных заседателей, подобно английскому образцу.
Утверждение в России суда присяжных А.Ф. Кони назвал лучшей частью реформы. В 1917 г. после Октябрьской революции институт присяжных заседателей был отменен Декретом о суде № 1.
Формой участия народных представителей в отправлении правосудия стал институт народных заседателей. Год спустя заседатели стали играть решающую роль в разрешении дел. Они могли сами назначить председательствующего или же устранить его от судебного разбирательства.
Проблема, конечно, заключалась не в личных качествах граждан, выполнявших обязанности народных заседателей, а в самой форме их участия в отправлении правосудия. Ее главный недостаток заключается в отсутствии фактической независимости заседателей от судьи- профессионала при вынесении решения, что существенно осложняет формирование самостоятельного внутреннего убеждения у заседателей под влиянием авторитетного мнения председательствующего. Еще в Концепции судебной реформы в РСФСР было предложено заменить институт народных заседателей на другую форму участия граждан в отправлении правосудия – институт присяжных заседателей, характерный для современных западных государств.