Главная - Недвижимость - Пример участия граждан в отправлении правосудия

Пример участия граждан в отправлении правосудия


Участие граждан в отправлении правосудия — межотраслевой принцип судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»


001: 10.17803/1994-1471.2017.79.6.202-212 Участие граждан — непрофессиональных судей в составе суда носит конституционный характер1: согласно ч.

5 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Участие граждан в отправлении правосудия имеет особую конституционно-правовую значимость2, определяет качественные характеристики судебной власти3, является основополагающим принципом отношений между демократическим государством и гражданами4, 1 О признаках конституционных прав см., например: Антонович Е. К., Антонович А. Б. Права и свободы человека и гражданина в современном мире // Административное и муниципальное право.

§ 15. Участие граждан в отправлении правосудия

Неграждане Российской Федерации не имеют права быть народными заседателями.Избрание народных заседателей для судов общей юрисдикции основного звена должно происходить на собраниях коллективов по месту жительства или работы, в воинских частях и учреждениях.

М., 2009. № 10. С. 5—10. 2 Постановление Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2010 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части второй статьи 30 и части второй статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Р.
Срок полномочий — до пяти лет (подробнее об избрании (назначении) народных заседателей см. § 6 гл. XII).При разбирательстве судебных дел и принятии по ним решений народные заседатели пользуются практически равными правами с судьями-профессионалами. С участием народных заседателей рассматривается значительная часть судебных дел.Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел.

Этот правовой институт впервые был предусмотрен в российском законодательстве в 1864 г., но в 1917 г. его отменили. В ноябре 1991 г.

Конституция РФ была дополнена положением о том, что разбирательство уголовных дел возможно с участием присяжных.

Участие граждан в отправлении правосудия — межотраслевой принцип судопроизводства (Вилкова Т.Ю.)

N 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части второй статьи 30 и части второй статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Р.Р. Зайнагутдинова, Р.В. Кудаева, Ф.Р.

Файзулина, А.Д. Хасанова, А.И.

Шаваева и запросом Свердловского областного суда» // СЗ РФ. 2010. N 18. Ст. 2276. Насонов С.А.

Участие граждан в осуществлении правосудия как принцип, определяющий качественные характеристики судебной власти // Юридическая наука.

М., 2016. N 2. С. 95 — 102. Прокудина Л.А. Реализация конституционного права граждан на участие в отправлении экономического правосудия // Право.

Участие граждан в отправлении правосудия

Неграждане Российской Федерации не имеют права быть народными заседателями.

Журнал Высшей школы экономики. М., 2015. N 4. С. 55. Ляднова Э.В. Право граждан на участие в отправлении правосудия: конституционно-правовое содержание и механизм реализации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Белгород, 2010. С. 6. Определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2011 г.

Избрание народных заседателей для судов общей юрисдикции основного звена должно происходить на собраниях коллективов по месту жительства или работы, в воинских частях и учреждениях.

Срок полномочий — до пяти лет (подробнее об избрании (назначении) народных заседателей см. § 6 гл. XII). При разбирательстве судебных дел и принятии по ним решений народные заседатели пользуются практически равными правами с судьями-профессионалами. С участием народных заседателей рассматривается значительная часть судебных дел.
Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных дел.

Этот правовой институт впервые был предусмотрен в российском законодательстве в 1864 г., но в 1917 г.

его отменили. В ноябре 1991 г. Конституция РФ была дополнена положением о том, что разбирательство уголовных дел возможно с участием присяжных.

Правоохранительные органы

Фактически такие суды появились в пяти субъектах РФ лишь в ноябре 1993 г.

С января 1994 г. к ним прибавилось еще четыре субъекта Федерации. Первое заседание суда с участием присяжных после его реставрации произошло 15 декабря 1993 г. в Саратовском областном суде.

23 июня 1999 г. Закон о военных судах декларировал возможность рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей также в окружных (флотских) военных судах и Военной коллегии Верховного Суда РФ. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. суды присяжных могут созываться с 1 января 2004 г.

во всех судах общей юрисдикции среднего звена на всей территории России.

Присяжных заседателей положено отбирать из числа граждан Российской Федерации, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований. Одним из основных правил, соблюдаемых при отборе, является использование таких приемов, которые обеспечивали

Участие граждан в отправлении правосудия — Ответы на вопросы. Правоохранительные органы.

На присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, распространяются и гарантии неприкосновенности, установленные законом для судьи; присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства.

Участие граждан в отправлении правосудия организуется посредством норм права, определяющих: 1)требования к представителям населения, которые призываются к непосредственному выполнению функций судебной власти; 2)порядок наделения граждан судейскими полномочиями; 3)права и обязанности этих лиц при отправлении правосудия; 4)материальное обеспечение таких лиц; 5)государственную защиту граждан, участвующих в отправлении правосудия. Участие граждан в отправлении правосудия, помимо судов общей юрисдикции, реализуется в соответствии с АПК РФ в арбитражных судах. Так, по ходатайству стороны, разрешаемому в определенном порядке, рассмотрение дела в арбитражном суде

14.

Участие граждан в отправлении правосудия

Основные положения судов общей юрисдикцииК судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, а также мировые судьи.Задачи судов общей юрисдикции:- обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, а также прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, ее субъектов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;- укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений;- защита основ конституционного строя Российской Федерации, ее целостности и безопасности.Всей своей деятельностью

Принцип участия граждан в отправлении правосудия

В середине XVI в.

суд наместников и волостелей был дополнен включением выборных от общин: старост и целовальников.

В XVII — XVIII вв. появился суд шеффенов, заимствованный из германского процесса (уездные суды и судебные палаты заседали в составе постоянного судьи и четырех заседателей: два — от дворян, два — от поселян). В результате судебной реформы 1864 г. единая коллегия постоянных и непостоянных судей была упразднена и народное представительство приобрело форму института присяжных заседателей, подобно английскому образцу.

Утверждение в России суда присяжных А.Ф. Кони назвал лучшей частью реформы. В 1917 г. после Октябрьской революции институт присяжных заседателей был отменен Декретом о суде № 1.

Формой участия народных представителей в отправлении правосудия стал институт народных заседателей. Год спустя заседатели стали играть решающую роль в разрешении дел. Они могли сами назначить председательствующего или же устранить его от судебного разбирательства.

Участие граждан в отправлении правосудия

Проблема, конечно, заключалась не в личных качествах граждан, выполнявших обязанности народных заседателей, а в самой форме их участия в отправлении правосудия. Ее главный недостаток заключается в отсутствии фактической независимости заседателей от судьи- профессионала при вынесении решения, что существенно осложняет формирование самостоятельного внутреннего убеждения у заседателей под влиянием авторитетного мнения председательствующего. Еще в Концепции судебной реформы в РСФСР было предложено заменить институт народных заседателей на другую форму участия граждан в отправлении правосудия – институт присяжных заседателей, характерный для современных западных государств.