Бесплатная юридическая помощь.
- Ждем ваших обращений!
Оглавление:
Платон конструирует две модели идеального государства. Первый тип идеального государства как максимальное воплощение мира идей в полисе описывается в диалоге «Государство».
В основе идеального государства лежит принцип справедливости, согласно которому, подобно трем началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему), выделяется и три сословия в государстве: правителей (совещательное начало), воинов (защитное начало) и производителей (ремесленников и земледельцев — деловое начало).
Каждое начало должно заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие дела. Управление осуществляется философами, а воины и ремесленники обязаны им подчиняться. В основе данной иерархии лежал «благородный вымысел» о том, что все люди — братья, но бог, вылепивший людей, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников — серебра, а в земледельцев и ремесленников — железа и меди.
Это высший мир идей, пребывающих вне физического пространства и времени и составляющих первооснову и сущность всех земных предметов и явлений. Идеи, считает Платон, невоспринимаемы чувствами. Существуя объективно, они первичны и воплощаются в единичных вещах.
Самые главные идеи — это идеи справедливости и блага.
В них он говорит о модели ‹‹идеального››, лучшего государства, являющегося, по мнению философа, отражением идеальной сущности, служащего реализацией мира идей, максимально возможного и доступного для людей.
1.
Это и есть государство.
Таким образом, государство есть общественное устройство, которое сопровождается системой управления общими нуждами. «Жизнь в государстве для человека необходима». Но для достижения своей цели государство должно быть справедливым.
Минимальное количество людей для государства – 3 — 5 человек.
Это дает возможность обустроить специализацию труда в общих интересах. С течением времени количество людей растет, увеличиваются запросы, возникает больше интересов и стремлений, расширяется число профессий.
Высшая «добродетель», соответствовала созерцанию вечных идей и носила название «мудрость» Платон выделял четыре добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. «Мужество», «рассудительность» следует считать условным» Лосев, А.Ф. Критика платонизма у Аристотеля / А.Ф.
Лосев. — М.: Академический Проект, 2011.
С. 115-116. Платон пытался доказать, что идея справедливого «существует само по себе» и имеет, свою субстанциональную основу в мире идей. Идею справедливости философ рассматривал на примере устройства идеального государства.
Максимов и др. , Под ред. О.Г. Данильяна.
Сердцевину платоновской философии составляет теория идей.
Миру чувственных предметов и явлений Платон противопоставил особый мир идей, или общих понятий, которые якобы существуют где-то за пределами неба.
Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Наш мир, пояснял Платон, занимает как бы среднее положение между «подлинным бытием» и миром небытия. Точно так же и человек: до того как вселиться в телесную оболочку, его душа пребывала в царстве идей.
Знания человека об окружающей природе, согласно Платону, не могут быть истинными. Достоверное знание дают только воспоминания души о том, что она созерцала, находясь в мире истинно сущего. Возражая софистам как представителям наивного материализма, Платон без обиняков писал: «Пусть у нас мерой всех
5.Верховенство интересов государства над интересами личности.
«По самой идее справедливости, — говорит Платон, справедливый человек ни сколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним»
.
В человеке существуют три начала: разумное, яростное и вожделеющее (биологическое). Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумное начало преобладает.
В идеальном государстве, как и в человеке, существует три начала.
Составляя единое этическое целое, как и прежде, философ оставляет мудрость на первом месте, но на второе помещает уже не мужество, а умеренность и на третье – справедливость; мужеству он отводит последнее место.
Умудренный политическим опытом, афинский философ предпочитает благоразумие и умеренность мужеству, но едва ли он противопоставляет идеальные требования действительности. В поисках компромисса между ними Платон по зрелым размышлениям приходит к признанию, что наилучшая жизнь человека состоит в верном сочетании духовного и чувственного. Он соединяет разумное с эмоциональным, при условии, что разумное начало определяет меру и предел безграничному устремлению к удовольствиям.
Разум вносит порядок и закон в человеческие отношения, устанавливает ту меру поведения, которая и есть реальное высшее благо. Удивительно современны рассуждения философа о соотношении разума и закона.
Знания, разум для него выше всего, они «должны править всем».
модели совершенного государства
Меньшая степень единства этих элементов предпочтительнее большей степени. Чрезмерное стремление к единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества, жены детей, приводит к уничтожению государства.
Аристотель выступает убежденным защитником прав индивида, в первую очередь, индивидуального права частной собственности, и обосновывает необходимость индивидуальной семьи и ее известной специфики по сравнению с государством и независимости от нее.Политико-правовое учение Платона оказало заметное влияние и на взгляды античного историка Полибия.
Развитие им платоновских представлений о цикличном кругообороте государственных форм и о преимуществах смешанного правления содействовало их популяризации, в частности, среди античных римских и более поздних западноевропейских авторов. Наибольшее влияние Платона из римских авторов испытал Цицерон, воспринявший, кроме идеи смешанного правления,
Платон
Идеальное государство и разумные, справедливые законы трактуются Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало (каждое Сословие и каждый член государства) занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.
Кроме того, справедливость требует, по Платону, соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого.
Так, характеризуя справедливость в ‘ См.: Нерсесянц B.C. Платон. М., 1984. идеальном государстве, Платон пишет:
«заниматься каждому своим делом это, пожалуй, и будет справедливостью»
; «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое» (Государство, 433 b, e).