Право у платона


Учение Платона о государстве и праве


Платон конструирует две модели идеального государства. Первый тип идеального государства как максимальное воплощение мира идей в полисе описывается в диалоге «Государство».

В основе идеального государства лежит принцип справедливости, согласно которому, подобно трем началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему), выделяется и три сословия в государстве: правителей (совещательное начало), воинов (защитное начало) и производителей (ремесленников и земледельцев — деловое начало).

Каждое начало должно заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие дела. Управление осуществляется философами, а воины и ремесленники обязаны им подчиняться. В основе данной иерархии лежал «благородный вымысел» о том, что все люди — братья, но бог, вылепивший людей, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников — серебра, а в земледельцев и ремесленников — железа и меди.

Философское обоснование права Платоном

Это высший мир идей, пребывающих вне физического пространства и времени и составляющих первооснову и сущность всех земных предметов и явлений. Идеи, считает Платон, невоспринимаемы чувствами. Существуя объективно, они первичны и воплощаются в единичных вещах.

Самые главные идеи — это идеи справедливости и блага.

Все в мире должно стремиться к ним. Социально-политическая философия Платона, его учение о политике, государстве и праве — неразрывная часть всей платоновской философии. Мир идей — онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его организации.
Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: диалоги ‹‹Государство››, ‹‹Законы››и ‹‹Политик››.

В них он говорит о модели ‹‹идеального››, лучшего государства, являющегося, по мнению философа, отражением идеальной сущности, служащего реализацией мира идей, максимально возможного и доступного для людей.

1.

Государственно-правовая теория Платона.

Это и есть государство.

Таким образом, государство есть общественное устройство, которое сопровождается системой управления общими нуждами. «Жизнь в государстве для человека необходима». Но для достижения своей цели государство должно быть справедливым.

Минимальное количество людей для государства – 3 — 5 человек.

Это дает возможность обустроить специализацию труда в общих интересах. С течением времени количество людей растет, увеличиваются запросы, возникает больше интересов и стремлений, расширяется число профессий.

Люди начинают группироваться в классы: производители (ремесленники, торговцы); стражи (воины – защита порядка); правители — философы (они играют особую роль в государстве, имеют широкие полномочия). Справедливое устройство государства состоит в том, чтобы каждый делал свое дело. В идеальном государстве должны реализовываться: Мудрость – высшее знание, способность дать ответ на любой вопрос о государстве и праве.

1.2 Справедливость, право, законы Платона

Высшая «добродетель», соответствовала созерцанию вечных идей и носила название «мудрость» Платон выделял четыре добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. «Мужество», «рассудительность» следует считать условным» Лосев, А.Ф. Критика платонизма у Аристотеля / А.Ф.

Лосев. — М.: Академический Проект, 2011.

С. 115-116. Платон пытался доказать, что идея справедливого «существует само по себе» и имеет, свою субстанциональную основу в мире идей. Идею справедливости философ рассматривал на примере устройства идеального государства.

Платон рассуждал государство должно так построить свою деятельность, чтобы весь строй его граждан был подчинён нормам и принципам, вытекающим из идей блага и справедливости. Совершенным является государство, которое стремится к справедливости. Философия права: Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная,С.И.

Максимов и др. , Под ред. О.Г. Данильяна.

Учение Платона о государстве и праве

Сердцевину платоновской философии составляет теория идей.

Миру чувственных предметов и явлений Платон противопоставил особый мир идей, или общих понятий, которые якобы существуют где-то за пределами неба.

Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Наш мир, пояснял Платон, занимает как бы среднее положение между «подлинным бытием» и миром небытия. Точно так же и человек: до того как вселиться в телесную оболочку, его душа пребывала в царстве идей.

Знания человека об окружающей природе, согласно Платону, не могут быть истинными. Достоверное знание дают только воспоминания души о том, что она созерцала, находясь в мире истинно сущего. Возражая софистам как представителям наивного материализма, Платон без обиняков писал: «Пусть у нас мерой всех

Учение Платона о государстве и праве

5.Верховенство интересов государства над интересами личности.

Объективный идеализм Платона смыкался с религией и мистикой. Философия в его трудах, особенно поздних, приобретала черты теологии.

6.Отрицание частной собственности. 7.Оправдание рабства (люди не равны по природе). Свои идеи и политико-правовые взгляды Платон выражает в своих произведениях (диалогах). Модель идеального государства, взгляд на проблему справедливости, оптимальную форму правления и др. Платон раскрывает в диалоге «Государство».
В «Государстве» Платон, конструируя идеальное, справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, существует между космосом, государством и отдельным человеком.

«По самой идее справедливости, — говорит Платон, справедливый человек ни сколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним»

.

В человеке существуют три начала: разумное, яростное и вожделеющее (биологическое). Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумное начало преобладает.

Рекомендуем прочесть:  Как получить рвп на ямале

В идеальном государстве, как и в человеке, существует три начала.

Законы (Платон )

Составляя единое этическое целое, как и прежде, философ оставляет мудрость на первом месте, но на второе помещает уже не мужество, а умеренность и на третье – справедливость; мужеству он отводит последнее место.

Умудренный политическим опытом, афинский философ предпочитает благоразумие и умеренность мужеству, но едва ли он противопоставляет идеальные требования действительности. В поисках компромисса между ними Платон по зрелым размышлениям приходит к признанию, что наилучшая жизнь человека состоит в верном сочетании духовного и чувственного. Он соединяет разумное с эмоциональным, при условии, что разумное начало определяет меру и предел безграничному устремлению к удовольствиям.

Разум вносит порядок и закон в человеческие отношения, устанавливает ту меру поведения, которая и есть реальное высшее благо. Удивительно современны рассуждения философа о соотношении разума и закона.

Знания, разум для него выше всего, они «должны править всем».

Учение платона о государстве и праве. круговорот государственных форм.

модели совершенного государства

Меньшая степень единства этих элементов предпочтительнее большей степени. Чрезмерное стремление к единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества, жены детей, приводит к уничтожению государства.

Аристотель выступает убежденным защитником прав индивида, в первую очередь, индивидуального права частной собственности, и обосновывает необходимость индивидуальной семьи и ее известной специфики по сравнению с государством и независимости от нее.Политико-правовое учение Платона оказало заметное влияние и на взгляды античного историка Полибия.

Развитие им платоновских представлений о цикличном кругообороте государственных форм и о преимуществах смешанного правления содействовало их популяризации, в частности, среди античных римских и более поздних западноевропейских авторов. Наибольшее влияние Платона из римских авторов испытал Цицерон, воспринявший, кроме идеи смешанного правления,

5.

Платон

Идеальное государство и разумные, справедливые законы трактуются Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало (каждое Сословие и каждый член государства) занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

Кроме того, справедливость требует, по Платону, соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого.

Так, характеризуя справедливость в ‘ См.: Нерсесянц B.C. Платон. М., 1984. идеальном государстве, Платон пишет:

«заниматься каждому своим делом это, пожалуй, и будет справедливостью»

; «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое» (Государство, 433 b, e).