Главная - Интернет и право - Планирует ли узбекистан войти в еаэс

Планирует ли узбекистан войти в еаэс


Почему Узбекистан не спешит присоединяться к ЕАЭС? (Часть 1)


Так, если в 2014 году его товарооборот с Китаем составлял $4 520,4 млн, в период с января по декабрь 2020-го этот показатель вырос практически в 1,5 раза (до $6 427,8 млн). Несколько иная ситуация с Россией. Если в 2014 году товарооборот с ней был $5 858,5 млн, в январе-декабре 2020-го снизился до $5 730,6 млн.

Аналогичную тенденцию можно наблюдать и в товарообороте между Узбекистаном и Казахстаном. Так, в 2014 году он составил $3 496,4 млн, а в период с января по декабрь 2020-го опустился более чем на $400 млн, достигнув планки в $3 022,5 млн.

А вот товарооборот с Турцией, Германией, Республикой Кореей и Японией продемонстрировал значительный рост. Наиболее показательным в этом плане стала Япония. За 4 года товарооборот с этой страной вырос практически в 3,7 раза, достигнув планки в $700,4 млн.

Таким образом, динамика развития двусторонних торговых отношений Узбекистана свидетельствует, что республика довольно комфортно чувствует себя в выбранной схеме торговых отношений, позволяющих наращивать экспортный потенциал.

В Евразийский союз могут вступить Таджикистан и Узбекистан – экс-министр Кыргызстана

— Вступление Кыргызстана в ЕАЭС было продиктовано острой необходимостью. В 2011 г. вступили в силу правила стран Таможенного Союза (Беларусь, Казахстан и Россия).

В Таможенном Союзе начали действовать новые правила прохождения промышленных и продовольственных товаров.

Экспорт из Кыргызстана оказался под угрозой. В России Госдума приняла решение ужесточить правила нахождения трудовых мигрантов из стран СНГ с 1 января 2012 г. Теперь они должны сдавать экзамены на знание русского языка, приобретать трудовые патенты и, в случае неустройства на работу в течение 3 месяцев, покинуть территорию стран Таможенного Союза.

Из 800 тыс. трудовых мигрантов из Кыргызстана 110 тыс. находились в черных списках миграционных служб.

Учитывая все эти обстоятельства, руководство Кыргызской Республики приняло решение о присоединении страны к Таможенному Союзу. 18 мая 2011 г. Кыргызстан подал свою заявку на вступление в Таможенный Союз.

О плюсах членства в ЕАЭС для Узбекистана

При этом внимательно изучаются перспективы других имеющихся форматов международного сотрудничества в сфере торговли, включая соглашения о зоне свободной торговли и др. Узбекистан развивает экспортоориентированную экономику.

Правительство принимает беспрецедентные меры для улучшения бизнес-климата и создания благоприятных условий для иностранных инвестиций, в целях наращивания экспортного потенциала Узбекистана. К примеру, если в 2015 году объемы экспорта составляли 12,5 миллиарда долларов, то по итогам 2020 года ожидается, что этот показатель достигнет 18 миллиардов долларов. В этой связи расширение беспрепятственного доступа узбекских товаров и услуг на рынки государств СНГ, а также стран дальнего зарубежья, прежде всего Европы, Южной Азии и Ближнего Востока, является одной из приоритетных задач для Ташкента.

ЕАЭС открыт для Узбекистана.
При этом одним из крупных рынков является пространство ЕАЭС с населением более 180 миллионов человек.

Однако решение по присоединению к нему является внутренним делом страны – Дмитрий Медведев

«Мы всегда исходили из того, что мы никого не напрягаем, что называется», – заметил он, уточнив, что в Узбекистане пока просто присматриваются к идущим в рамках Союза процессам.

Премьер добавил, что включение в состав Евразийского союза государств, которые имеют переходную, сложную экономику, повлекло за собой серьезные обязательства. «Киргизия, да и Армения. Это все-таки страны с определенными экономическими проблемами, это развивающиеся экономики, – пояснил он свою мысль.

– Да, откровенно говоря, у нас у всех есть экономические проблемы, поэтому я не вижу в этом ничего страшного.

Вопрос именно в том, на каких началах государства заходят, какие цели преследуют». Медведев заверил, что в ЕАЭС вопросы готовы обсуждать. Проводя параллели между СНГ и ЕАЭС, премьер-министр подчеркнул, что Совет глав правительств стран Содружества независимых государств не является «церемониальными сборами».

Что может ожидать Узбекистан от членства в ЕАЭС?


Уже сегодня торгово-экономическое сотрудничество стало более качественным и вышло на новый уровень, а взаимодействие с Казахстаном и Кыргызстаном является необходимостью для страны, так как эти государства также состоят в ЕАЭС.

Президент страны неоднократно заявлял, что все отношения и сотрудничество будет происходить исключительно в пользу интересов страны и ее граждан, поэтому некоторые моменты пока не находят отклика. К примеру, это режимы внешнеэкономического регулирования, которое действует сегодня в организации. На сегодня внешнеторговый оборот Узбекистана составляет тридцать процентов со странами, входящими в ЕАЭС.
Однако торговый рынок ЕАЭС повышает уровень качества продукции, вводя определенные нормы и требования.

Некоторые из них Узбекистан пока не решает, например, это стандартизация продукции в соответствии с требованиями организации. Какие возможности и преимущества появятся у Узбекистана после вступления?

Узбекистан в ближайшее время не будет вступать в Евразийский союз

По состоянию на 1 января 2020 г.

членами ЕАЭС являются пять стран: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российская Федерация. В рамках ЕАЭС устранены все торговые барьеры, применяется Единый таможенный тариф и единые нетарифные меры. У Узбекистана нет отдельного соглашения с ЕАЭС.

Но страны-члены ЕАЭС также являются и членами СНГ. И мы работаем с ними в рамках этого соглашения.

Кроме того, у Узбекистана с каждой страной соглашения есть и двусторонние договоренности. Поэтому то, что не решается в рамках СНГ, можно решить на двусторонней основе.

Наш первый Президент Ислам Абдуганиевич Каримов не был сторонником многосторонних соглашений именно из-за сложности принятия решений в них. Поэтому он говорил: «С каждой страной – отдельное отношение». Он был так же против вступления в ЕАЭС – из-за того, что в этой организации часть полномочий страны передается наднациональным органам.

Я не

Узбекистан не собирается вступать в ЕАЭС

По словам чиновника, узбекские эксперты «пришли к выводу, что участие в объединении не даст Узбекистану никаких преимуществ, а даже повредит в определенных моментах».

По данным российских СМИ, все кандидаты в президенты РУз уже заявили, что будут выстраивать внешнюю политику

«согласно указаниям покойного первого президента Узбекистана Ислама Каримова»

. Заявление правительства под руководством Шавката Мирзиеева только подтверждает предположения о том, что Узбекистан не станет менять свою политику относительно участия в региональных союзах.

Впрочем, такая позиция властей была вполне ожидаемой, отмечает узбекский экономист Саодат Нишанова в беседе с «Азаттыком»: — Узбекистан имеет определенную закрытую модель, на основе которой принимаются решения по налоговым и фискальным вопросам. Если их раскрыть, властям придется пересматривать многие договоры. Кроме того, в стране сформировалась элита, которая научилась зарабатывать на подобной модели.

Мирзиёев прокомментировал плюсы и минусы от возможного вступления Узбекистана в ЕАЭС

Кто в результате понесет убытки?

Но если мы присоединимся к союзу, придется открыть границы и наши местные производители до тех пор, пока не приспособятся к требованиям ЕАЭС, могут обанкротиться. Необходимо всесторонне обдумать последствия и принять решение, которое будет отвечать нашим интересам», — сказал глава государства.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – это международная организация региональной экономической интеграции, в состав которой на сегодняшний день входят Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан и Армения. Молдова имеет статус наблюдателя в этой организации, а Вьетнам, Иран, Китай и Куба заключили с ЕАЭС соглашения о зонах свободной торговли.

В настоящее время ведутся переговоры о зонах свободной торговли с такими странами, как Египет, Сербия, Таиланд, Монголия, Индия и Сингапур.

Еще 10 стран, в числе которых в частности, Венгрия, Республика Корея, Индонезия и Япония выражают свой интерес в сотрудничестве с этой организацией.

Какие проблемы Узбекистана позволит решить вступление в Евразийский экономический союз

В условиях новой экономической политики Узбекистану необходимо расширять сотрудничество с зарубежными государствами, международными и региональными организациями, интеграционными объединениями.

При этом важно глубоко изучать и постепенно устранять имеющиеся препятствия, стоящие на пути интеграции республики в мировое экономическое сообщество и свободную торговлю.

В этой связи начат активный диалог по вступлению Узбекистана во Всемирную торговую организацию, на завершающей стадии находятся переговоры по Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом (СРПС), в целях создания более благоприятных условий для взаимной торговли и смягчения внешнеторгового режима. При этом внимательно изучаются перспективы других имеющихся форматов международного сотрудничества в сфере торговли, включая соглашения о зоне свободной торговли и другие.